Шамбери. Мини-путеводитель. Один день в городе.

on

59700 жителей

Путешествуя по Савойе невозможно проехать мимо Шамбери, бывшей столице этого альпийского государства, а сейчас исполняющего функции крупного регионального центра и главного города департамента Савойя. Прогулка по узким извилистым улицам, средневековым дворам, которые напоминают лионские трабули, дегустация местной кухни в одном из многочисленных ресторанчиков, мощные стены замка и прекрасные витражи и фрески церквей. Как говорят французы, «сюда стоит заехать».

Шамбери
Авеню Буань в Шамбери

Немного истории

Сначала был замок. Хотя нет. Сначала были аллоброги, кельтское племя, проживавшее на этой территории, а уже потом замок, построенный графами Шамбери на небольшой скале, который оказался в очень выгодном месте, но для другой семьи. Графы Савойя перекупают сначала его часть, а к концу 13 века и весь, обустраивая себе тут столицу в центре своих земель, с возможностью последующего расширения. У замка зарождается город.  До середины 16 века здесь был настоящий центр «стражей Альп», как называли савойцев: тут создавали законы, здесь творили трубадуры, здесь любили, плели интриги, отсюда отправлялись на войну и в дальние походы. Близость французской границы поставила этот идеальный мир под угрозу, военное вторжения Франциска I, а потом пожар заставили перенести столицу подальше за горы, в Турин, а здесь оставить Счетную палату, сохранив статус столичного города. Хотя, на самом деле, город оживал только в период посещения его двором во главе с герцогами, а потом и королями Сардинии и Пьемонта. Здесь они проводили официальные церемонии, свадьбы, встречали гостей.

В 1860 году город вместе с другими савойскими землями к западу от Альп вошел в состав французского государства. Началась новая история. Шамбери стал столицей департамента, а во дворце опять расположилась власть.

старый город Шамбери
Замок Шамбери

Что посмотреть

Замок. Начало всех начал в Шамбери располагается на окраине старого города, откуда расходятся улицы дворянского квартала, плавно перетекая в «буржуазный город» и проспекты девятнадцатого века.

900 лет была она одной из самых любимых резиденций савойской династии, а в 1860 году, после присоединения региона к Франции, здесь расположилась Префектура и генеральный совет региона. Упоминается замок впервые в 1057 году, как владения сеньоров Шамбери, которые в 1232 частично, а в 1295 полностью переходят в руки савойских графов. С четырнадцатого века замок становится постоянной резиденцией графов Савойя. А раз так – он должен стать мощным и красивым, чтобы показать статус «привратников Альп». Постоянные конфликты с Дофинуа вынуждали обратить внимание на оборону, а условия жизни и пышный двор говорили о том, что надо создать роскошный дворец (по меркам эпохи, конечно).

Помимо резиденции с XIV века здесь располагается архив, счетная палата и суд, созданные савойскими графами в ходе государственной реформы.

В XV веке перестраиваются внешние стены, строится часовня, которую веком спустя назовут «святой часовней», поскольку там будет находиться выкупленная савойцами плащаница (сейчас находится в Турине). В начале пятнадцатого века савойцы стали герцогами. Замок становится больше и внушительней.

С шестнадцатого века замок практически не изменился, не считая реставрацию после пожара 1743 года, а так же работы, затеянные Наполеоном I и пристройку дворца, осуществленную Наполеоном III после присоединения к Франции.

Замок Шамбери
площадь перед замком

Осмотр замка возможен только с городским гидом, и наиболее полным образом экскурсия организуется в июле-августе. Остальное время осмотр достаточно ограничен. Не забывайте, сейчас замок – административное здание и подчиняется определенным правилам работы. Более подробно о часах работы и осмотре в разделе «Практическая информация».

Единственное помещение, куда туристы могут зайти свободно, без гида – залы Счетной палаты, где представлена экспозиция на тему истории города.

Старинные лукарны

С гидом возможен осмотр:

Парадного двора, где сходятся все здания замка: средневековые постройки Счетной палаты, дворец времен Наполеонов, построенный вместо сгоревшего королевского крыла, Святая часовня и старинные башни.

Башни казначейства, построенной в 14 веке, оснащенной артиллерией. Здесь хранили «Сокровища хартий» — документы о предоставлении в ленное владение земель и феодальных оммажей герцогу.

Святой часовни – шедевра готики 15 века. Немецкие мастера строительства и фламандские скульпторы были призваны герцогом Савойи для возведения и украшения часовни, достойной его ранга. В 1453 году в часовне разместили выкупленную туринскую плащаницу. Полное название часовни теперь «Святая часовня святой плащаницы».

В Середине 15 века в часовне появляется детский хор, постоянно устраиваются музыкальные представления. 4 декабря 1532 года часовня пала жертвой пожара: вся лепнина и часть витражей погибли, плащаница же сохранилась чудом. Через 10 дет витражи подлатали и восстановили, но их уже нельзя сравнить с прошлым блеском: из-за войн денег нет. Через 100 лет герцогиня Кристина Французская занялась реставрацией здания. перестроила главный портал. Чуть позже в часовне появится герцогская ложа, а в период Французской революции придут революционеры, собьют все признаки герцогской и королевской власти, принадлежности религии и устроят тут амбар. После возвращения в Савойю король Карло-Альберте проведет реставрационные работы, часовня будет расписана в стиле «тромплей», как и аббатство Откомб и собор святого Франциска. Собственно именно реставраторы Откомба и будут работать в замке. В 1993 году в башне Иоланды был установлен карильон из 70 колоколов, сменивший предшественника 1937 года. Общий вес колоколов в 42 тонны говорит нам, что это самый крупный европейский карильон, с прекрасным звуком.

Вход в замок

Рядом с замком на площади располагаются многочисленные городские дворцы савойской знати, среди которых самым роскошным считается дворец Монфалькон с одним из самых красивых фасадов Шамбери 18 века.

Большую же часть площади занимает величественная панорама замка, который словно огромный слон, повернулся к городу спиной. О слонах, кстати, чуть позже.

У самого замка находится памятник братьям Местр, выдающимся уроженцам города. Наиболее ярко блистала звезда старшего брата Жозефа, который сбежал от Французской революции в Санкт-Петербург, организовывал там вечера, считался одним из важных философов Просвещения, не смотря на далеко не либеральные взгляды. Его младший брат Ксавье, любитель живописи, все жизнь прожил в тени брата и запомнился рассказом «Путешествие вокруг моей комнаты».

Нижняя замковая улица и «мост Вздохов»

От замковой площади расходятся улицы средневекового Шамбери: Нижняя Замковая улица, улица Казначейства и Еврейская улица. Здесь мало что изменилось с 15 века: все те же строгие дома с дворами-колодцами, соединенными «аллеями». На Нижней замковой улице есть очень забавный крытый балкон, соединяющий два дома, который в народе прозвали «мостом Вздохов», как в Венеции.

Аллеи Шамбери

Шамберийские «аллеи» чем-то напоминают лионские трабули: своеобразные проходы-галереи от одного двора в другой, с одной улицы на другую. Эта причудливая система проулков считается уникальной во Франции: нигде больше старый центр не сохранился таким, каким и был в Средневековье. Гуляя в этих двориках и закоулках можно часто наткнуться на свидетельства прошлого: старинные арки и окна, части городских укреплений, готические дома. Основная масса аллей сосредоточена между улицами Сен-Леже, Круа-Дор и Нонн. 

В одном из таких колодцев, соединенном аллеями с площадью Сен-Леже, жил во время учебы в местном университете Жан-Жак Руссо.

Дом, в котором жил Руссо.

Площадь Сен-Леже, на самом деле, похожа больше на широкую улицу, чем на площадь. Она значительно изменилась с 13 века, когда ее пересекал один из притоков реки Албан и по набережным располагались торговые лавки под навесами-галереями. В центре на канале стояла церковь Сен-Леже, с колокольни которой дозорные следили за порядком и безопасностью города. Современный вид площади появился в 18 веке, когда канал убрали под землю, церковь снесли (под предлогом угрозы обрушения). Говорят, что башенка на углу одного из домов – все, что напоминает о той церкви.

Старый город Шамбери
Часы на площади Сен-Леже

Улица Круа-Дор – одна из важных и красивых улиц старого Шамбери. Здесь сохранились великолепные особняки 18-19 веков. Ажурные решетки балконов и лестниц, богатая лепнина на фонтанах, тайные прелестные уголки во дворах, — все это можно найти прогуливаясь по Круа-Дор и прилегающим аллеям и дворам.

Особняки на улице Круа-Дор

Здесь можно увидеть особняк Бельгард, где останавливались именитые гости города: Наполеон Банопарт, папа Пий 7, а хозяйка дома Адель Бельгард послужила прообразом для одной из сабинянок для полотна Давида.

театр Шарль-Дюллен

Здесь же недалеко находится и театр Шарль-Дюллен. Театр был открыт в городе в 1824 году, королем Карло-Феличе. После пожара 1864 года они был восстановлен по планам знаменитой миланской Ла Скала, а занавес расписан Луиджи Вакка, работавшем на реставрации аббатства Откомб.

фонтан на площади Сен-Леже

По другую сторону от улицы Круа-Дор находится квартал, где располагается бывшая казарма, построенная Наполеоном I по подобию комплекса Инвалидов в Париже, и где с 1986 года располагается культурный центр «Карре кюриаль» с театром, кинотеатром, медиатекой и прочими культурными площадками.

Собор святого Франциска

Главная жемчужина старого города Шамбери, безусловно, собор святого Франциска Сальского. Началось здесь все с часовни, посвященной святому Франциску Ассизскому, а в 1488 году была построена современная церковь. После Французской революции церковь, возведенная в статус собора, получила нового покровителя — Франциску Сальскому.

Собор не кажется грандиозным, если смотреть на него снаружи. С одной стороны устав францисканцев не позволял строить огромные высокие церкви с устремляющимися в небо колокольнями, с другой – особенности местной болотистой почвы. Чтобы построить современный собор пришлось использовать сваи из лиственницы, которую вбивали в землю почти на три метра. И все же, не получилось создать здание выше 23 метров высотой.

Неф собора

Внутри – великолепие готических элементов: стрельчатые арки и витиеватые узоры, переходящие в картины с изображением сцен из Старого и Нового заветов. Несмотря на всю реалистичность, это всего лишь рисунок в технике гризайль, который появился в церкви в середине XIX века и исполнен художником Казимиром Викарио. Так называемая «трудабурская готика» была очень популярна в Савойе в то время.

Савойское окно

В часовне справа от входа обратите внимание на «савойское окно»,  а, точнее, серию витражей в часовне, знакомящую нас с представителями династии Савойя, причисленными к лику святых или блаженных.

В алтаре же можно увидеть копию Туринской плащаницы, которая раньше хранилась в замковой часовне. Оригинал же сейчас находится в Турине, где оказался в конце XVI века, но выставляется на всеобщее обозрение только раз в 25 лет или по особому распоряжению Папы Римского. так что здесь есть шанс рассмотреть полностью.

копия туринской плащаницы

За собором, в одном из бывших монастырских помещений, расположился музей Свойи, в котором располагается богатая коллекция различных исторических артефактов, найденных в местной земле, а так же средневековые фрески и настенная живопись, привезенная из окрестных замков и церквей. Сейчас музей закрыт на реновацию, завершение которой планируется в 2020 году.

Музей Савойи

Фонтан слонов — одно из самых причудливых сооружений в городе.

На вершине огромной стелы, покоящейся на фонтане, обрамленным четырьмя слонами, стоит генерал де Буань, уроженец Шамбери и смотрит на проспект своего имени, ведущий прямо к замку. Необычность сего произведения искусства 1832 года выпуска — нагромождение трех видов памятников (скульптура, стела и фонтан). Генерал де Буань выдающийся савойский сын лавочника, который через различные авантюры, включая русско-турецкую войну, попытку найти для Екатерины II краткий путь в Индию и Афганистан и службу при дворе индийского махараджи, дослужился до графского титула и генеральского звания. Главная же его заслуга — он увидел Тадж Махал во время поездки по Индии и стал одним из инициаторов его реставрации. А потом вернулся домой с молодой женой, для которой построил столичный проспект (как в Турине), носящий теперь его имя. Ну а в народе сей монумент получил прозвище «четверо без зада», что на французском «les quatre sans culs», потому что… увидите сами.

Памятник генералу де Буань

Недалеко от фонтана слонов находится так называемый квартал Дворца правосудия, где помимо амприно-классических дворца правосудия и городской мэрии можно посмотреть на великолепную барочную церковь Богородицы и музей Изобразительных искусств. В музее собрана вторая по величине во Франции коллекция итальянской барочной живописи. Кстати, именно здесь можно посмотреть на картины Ксавье де Местра (помните памятник перед замком?). Главная ценность же – «Портрет молодого человека» Учелло.

церковь Богородицы

Недалеко от центра находится еще один интересный музей: дома Шарметт, где летом проводили время Руссо и его «маман», госпожа де Варанс.

Практическая информация

Замок. Расписание: 07/01-30/04; 24/9-31/12 — экскурсия по субботам и воскресеньям, 14:30 (город, двор, часовня)

01/05-07/07; 28/08-15/09 — экскурсия ежедневно 14:30-16:00 (замок и квартал вокруг)

08/07 — 28/08   ежедневно  в 11:00, 14:00, 15:00, 16:00 максимально возможный осмотр замка

16-17 сентября  — дни культурного наследия, с 10:30 до 17:30, бесплатно

Закрыто 15/08, 1/11, 11/11, 25/12.

Входные билеты: 6 евро.

Сайт турофиса с актуальной информацией

Музей изобразительных искусств. Ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней с 10:00 до 18:00. Входной билет 3 евро (в период временных выставок — 5,50 евро).

Дом Шарметт. Ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней с 10:00 до 18:00. Вход бесплатно, аудиогид 1 евро.

Музей Савойи. Закрыт до 2020 года.

 Карта города