Экспедиция в Ренн-ле-Шато, к месту миллиона вопросов, на которые так и нет ответов.

on

Зачем мы туда поехали

Поездка в Ренн-ле-Шато была задумана как часть маршрута по городам, деревням и замкам, история которых тесно связана с катарами, тамплиерами и современными теориями заговора. А началось все с того, что лет 10 назад одна подруга спросила: «Когда к Соньеру поедем?» Честно говоря, в тот момент я понятия не имела, кто это. Но мои друзья не дадут мне умереть с голода, даже интеллектуального, поэтому на следующей встрече мне была выдана стопка книг на заданную тему, сопровожденная еще и обширным списком внеклассного чтения. Тема оказалась мне знакомой, потому что я, как и многие остальные земляне, читала и/или смотрела «Код Да Винчи». А к этому моменту уже отгремели все скандалы, связанные с «кражей сюжета», а может идеи, точно не помню, поэтому прочитать мне стало все любопытно.

Въезд в деревню

Ну и начали мы готовить поездку, чтобы южные провинции Франции, да чтобы посмотреть много интересного, ну и в Ренн-ле-Шато заехать, посмотреть на церковь, где, якобы были найдены тайные документы, зайти в башню Магдалу, залезть на Бурагаш,  и по возможности посетить все эти  окрестные деревни, где когда-то располагались замки катаров-тамплиеров. Потом в своих изысканиях мы вышли на вестготов, поняли, что надо и в Испанию заглянуть, желательно на север, а еще желательней до Галисии и Сантьяго де Компостела. Остановили нас два неизменных фактора туриста: время и деньги.  Испанию оставили на потом, причем еще и с этической точки зрения, решили не увязывать главную европейскую святыню (это про Сантьяго) с мировой ересью (это про Соньера).

В результате это вообще не вышло, потому что гранул кризис и главные любители тайн  поехать не смогли. А любопытство распирало и я предложила моим туристам заехать посмотреть на место, откуда пришла «идея кода Да Винчи». Они согласились, заинтересовались, тем более что к катарам мы с ними тоже ехали, и вуаля.

окрестности Ренн-ле-Шато

Летом 2014 года поехали мы в поездку на юг Франции, в которой смотрели мы прекрасную Дордонь и отдыхали на море в районе Лангедока. Во время лангедокских дней, а «базовый лагерь» у нас был в Безье, мы и поехали смотреть на загадочную местность.

Погода была замечательная – солнце, тепло, но не жара. Все располагало к прекрасному дню где-то в Корбьерах (предгорья Пиреней). Но, при подъезде началась какая-то ерунда. Навигатор, который не раз служил нам службу в этом регионе, вдруг потерялся, причем, еще не доезжая до Каркассона, который он прекрасно знал, ибо парковка в нем там забита навсегда. Затем среди ясного неба повисла огромная черная туча, которая еще и разразилась дождем, а его никто не ждал и не хотел видеть. Мы люди упорные, раз что решили — то воплотим в жизнь. Путь мы продолжили, и, действительно, как только свернули на территорию бывшего графства Разес, то опять засияло солнце, навигатор нашелся. Наверное, с нами решили не спорить.

В деревне

Ренн-ле-Шато

Небольшая французская деревня Ренн-ле-Шато каждый год принимает порядка 120 тысяч туристов. Живет же здесь всего 64 человека. Благо дело, все 120 тысяч не приезжают в один день, так что есть, где разгуляться. Мы были почти одни на тех полутора улицах, что там есть, а туристы были лишь там, где и положено им быть: в церкви Марии Магдалины, у башни Магдалы и в музее аббата Соньера в его вилле «Вифания».

Ренн-ле-Шато деревня старая, которая помнит и кельтов (от них название первое «Реде»), и римлян (многочисленные термы и соседние города, в названии которых есть слово «ле-Бен» нам и напоминает об этом), и вестготов с их римскими сокровищами, и франков во главе с Карлом Великим, и катаров (и крестовый поход против них), и тамплиеров (в округе огромное количество их замков и деревень), и арагонцев (пытавшихся прибрать территорию к рукам), и гугенотов (занявших окрестности и жестоко расправившихся с католиками) и полное забвение, пока не появился новый священник (который нашел загадочный клад при реставрации церкви, построил себе виллу, перестроил половину деревни и поставил на уши половину Европы, дав пищу для мифов на века вперед).

башня Магдала

Достопримечательности деревни.

Замок относится к четырнадцатому веку, как и многие строения в деревне. После набега арагонцев, которые сравняли все с землей, он был построен на месте старого. Посетить его нельзя, потому что находится он в частном владении, а посмотреть из-за забора можно.

Замок Ренн-ле-Шато

Табличка «Раскопки запрещены». Это, несомненно, самый известный артефакт деревни. Когда легенды о сказочном кладе, найденным аббатом Беренже Соньером получили широкую огласку, то началось паломничество в Ренн-ле-Шато. А поскольку никто не знает, где этот клад, то народ в прямом смысле приезжал с лопатами, чтобы выкопать золото, принадлежащее то ли вестготам, то ли тамплиерам, а если повезет, то и священный Грааль найти. Поэтому муниципалитету пришлось обезопасить город таким предупреждением.

Табличка «Раскопки запрещены»

Церковь Марии Магдалины.  Ученые предполагают, что первая церковь появилась здесь еще при вестготах, о чем свидетельствуют небольшие «вестготские стелы», сохранившиеся до наших дней. Она много раз разрушалась и перестраивалась, и в ее типичном «рустикальном» образе можно найти следы дороманского периода и готических преобразований. Однако церковь существенно была разрушена арагонцами, когда они в двенадцатом веке утверждали свои права над территорией, потом дело разрушения продолжил и Энрике Трастамара в 14 веке, в шестнадцатом кирками поработали гугеноты, чтобы разрушить католический мир. Потом церковь пытались восстановить, но к 1885 году, когда в деревне появляется Соньер, — это зрелище плачевное, требующее много денег на реставрацию. Откуда они взялись — никто толком не может сказать. Одни утверждают, что выделили иерархи церкви, другие,  — что это был подарок графини де Шамбор. Собственно, не важно.

Церковь Марии Магдалины

В результате появляется неоготика, смешанная со стилем, который во Франции назвали «Сен-Сюльпис»: обилие ярко раскрашенных гипсовых статуй, отлитых по форме в одной из многочисленных мастерских. Такой масс-маркет середины девятнадцатого века, когда церковь во Франции пыталась бороться с идеей светского государства. Так что особой ценности с точки зрения художественного ремесла в статуях Асмодея и Марии Магдалины, а также всех других представленных святых. Говорят, что во всех этих скульптурах зашифрован тайный смысл, намеки на скрытое сокровище (или найденное?)

Как бы то ни было, достаточно фантазийно смотрится у входа дьявол Асмодей, поддерживающий чашу со святой водой, над которой символ креста. Ему, кстати, одна дама в начале 2017 года голову проломила, теперь церковь ищет деньги на восстановление шедевра.

Асмодей и распятие

Из встречающихся сюжетов в церкви — Мария Магдалина и ее история (отдельная статуя и алтарь), Преображение, статуи Марии и Иосифа, святой Катерины и святого Антония. Кстати, в день святого Антония в церкви случается забавный феномен, на который съезжается огромное количество туристов. Так называемые «синие яблоки». В районе 11 утра луч солнца через витраж попадает на колонну и высвечивается корзина с синими яблоками, а когда луч проходит через следующий витраж, они становятся разноцветными.

Вифания. Именно так назвал свою виллу, построенную после приобретения загадочного и тайного богатства. Пока кюре служил в деревне на вилле жила его экономка Мари Денарно. После того, как Соньера отстранили от его обязанностей, он сам переехал на виллу, служил обедни в часовне. Здесь он закончил свои дни.

Сейчас здесь располагается музей, посвященный Беренже Соньеру, истории сокровищ, деревни Ренн-ле-Шато. Экспозиция периодически меняется, все достаточно забавно и любопытно.

Магдала – неоготическая башенка, построенная Соньером на самом краю плато, с потрясающим видом на горы Корбьеры, за которыми угадываются Пиренеи. Изначально она служила библиотекой и кабинетом аббату. Тут он любил уединяться с литературой, подолгу сидел, глядя на окрестности. Сейчас Магдала – самое знаменитое светское сооружение деревни, притягивающее многочисленных посетителей.

Аббат Соньер – главная легенда Ренн-ле-Шато. Нищий священник, получивший здесь приход, выпросил деньги на реставрацию, а дальше началось что-то непонятное. Он сказочно разбогател, построил виллу «Вифания» для своей служанки (сам долгое время оставался в домике священника при церкви), стирал надписи с надгробных плит, куда-то ездил, бродил по региону в поисках чего-то неизвестного, скупал участки земли. В общем, вел себя странно. Это заметили жители деревни, это заметили и церковные иерархи. В 1910 году его обвинили в симонии: он незаконно обогатился на церковных таинствах, обрядах и мессах. Соньер остался в деревне, переехал жить на виллу Вифания, где вполне открыто служил мессы для всей деревни в часовне при вилле, в то время как в церкви этим занимался новый кюре.

Умер Беренже Соньер в 1917 году, оставив все своей экономке Мари Денарно, поведав свои секреты на исповеди кюре соседней деревни. Говорят, что эти двое были единственными людьми, которым была известна тайна, но кюре не мог рассказать об этом в силу тайны исповеди, а Мари Денарно обещала все поведать перед смертью, но не успела. Однако успела оставить виллу и все богатство семье, которая ухаживала за ней в последние годы жизни.

Легенды и тайные сокровища

История сокровищ начинается с ремонта церкви. Тога. Работники нашли в одной из колонн тубу с пергаментами, в которых, вроде бы, были отрывки из Библии. И что-то еще. Говорят, что именно что-то еще заинтересовало многих людей, потому что аббат потом ездил и в Париж к епископу, и к нему приезжали различные посетители, вплоть до посланцев королевских и императорских домов.

В принципе, эта история могла бы и кануть в лету, если не многочисленные охотники за сокровищами и любители тайных обществ, которые откопали сведения о Соньере и Ренн-ле-Шато в шестидесятых годах. Началась настоящая лихорадка по поиску тайных сокровищ. Знаки, указывающие на место их расположения, пытались рассмотреть в декоре церкви, в письмах аббата, даже на картине Николя Пуссена «пастухи в Аркадии», пейзаж которой теоретики увязали с пейзажем вокруг Ренн-ле-Шато и горой Бюгараш.

Деревня Бюгараш и гора

Что ищут?

Тут вариантов огромное количество. Учитывая богатую историю региона, тот предлагается найти:

— сокровища вестготов, которые они спрятали после разграбления Рима,

— тайные сокровища тамплиеров, которые исчезли после разгрома ордена,

— тайные сокровища и знания катаров (самих в Ренн-ле-Шато практически не было, но недалеко находятся многочисленные замки и величественный Монсегюр, а также замок Симона де Монфора, возглавлявшего крестовый поход против них)

— священный Грааль, или все, что связано с кровью Христа, предполагая «кровь» в смысле «линии потомков» во главе с Марией Магдалиной (в принципе, все в названиях церкви, виллы башни крутится вокруг имени этой женщины). То есть в документах Соньера содержалось нечто, касающееся истории Христа и устоев церкви.

— гора Бюгараш считается чуть ли ни священной хранительницей всех земных тайн, начиная от того, что там ищут сокровища, тайные следы и там пытались укрыться поклонники знаменитого «конца света» 2012 года, да в таком количестве, что муниципальным властям одноименной деревни пришлось запретить въезд в регион за месяц до «конца света».

В церкви

По сей день никто еще ничего не нашел, хотя в интернете в многочисленных блогах на разных языках постоянно описываются экспедиции в Ренн, точное указание на то, где искать, даже что искать, потому что легенда все еще жива.

Легенды легендами, а места там действительно удивительные. Туда стоит поехать не только для того, чтобы прогуляться по деревне Ренн-ле-Шато и посмотреть на все эти загадочные достопримечательности (которые активно пиарит мэрия), но и посетить соседние деревни и замки, побродить вокруг Бюгараша, где есть настоящие туристические  тропы для любителей пеших походов (и ни слова там о легендах и домыслах). Да и рукой оттуда подать уже до Монсегюра, Кампань-сюр-Од и прочих катаро-тамплиерских мест, где рассказываются уже другие, настоящие истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *