Аббатство Откомб — хранитель истории Савойи.

on

Любителям истории и альпийского региона непременно нужно посетить аббатство Откомб, что на озере Бурже.  Романтическая прогулка на кораблике до места позволит полюбоваться великолепными пейзажами, а история властителей Савойи, от первых графов до последнего короля Италии, несомненно, позволит вам понять этот регион.

Аббатство Откомб

Немного истории

Небольшая часовня появляется на месте уже в начале XII века,  а в 1137 году в документах фиксируется название «Откомб», в память о другом монастыре, который находился по ту сторону озера на плато, но из соображений безопасности был перенесен на труднодоступный берег.

Постепенно строится монастырский комплекс, и в этот же период первые представители династии Савойя находят здесь последнее пристанище.

Озеро Бурже

За 900 лет своего существования аббатство пережило много разных событий. Его монахи становились аббатами, кардиналами. Был даже один Папа Римский.  В XV веке реформа монастырского уклада привела к тому, что аббатство стало терять свою важность и богатство, а в революцию 1792 года Савойя вошла в состав Франции,  монастыри устранили, Откомб, как и многие другие, разграбили,  а потом устроили фаянсовую фабрику.

После поражения Наполеона в 1815 году в Савойю вернулись прежние хозяева, короли Сардинии и Пьемонта, и занялись восстановлением своей истории. Несмотря на всю важность этого  Аббатства в церковной жизни, самое главное это все, что связано с историей клана Савойя.

Работы по восстановлению начинаются в ноябре 1824 года, а завершаются почти через 20 лет в 1843 году.

За последние почти 200 лет в аббатстве вновь поселились монахи. Сюда приходили разные конгрегации, а с 1992 года здесь обосновался «Новый путь», который взял на себя заботу о сохранении исторического наследия. Они же организуют экскурсии в церкви.

Что посмотреть

1.  Амбар «La Grange batelière»

Этот амбар встречает посетителя сразу у пристани, построенной в 1956 году. Амбар же намного старше, его появление относится к XII веку, то есть он ровесник аббатства. Двухэтажный сарай, в который есть доступ с земли и с воды, служил когда-то для складирования и хранения провизии монастыря.

Откомб, церковь

2.  Монастырская церковь — усыпальница династии Савойя.

Часть стен сохранилась еще после перестройки аббатства в XV веке, но внутри необходимы были серьезные работы: революционный грабеж и фаянсовое производство не прошли без следа.

Поскольку савойская семья уже давно проживала в Турине, по другую сторону Альп, то для восстановления аббатства привезли мастеров из-за гор. Архетиктурными работами руководил пьемонтезец Эрнесто Мелано: он создал замечательную церковь в стиле пламенеющей готики, столь модной в господствующий на тот момент период романтизма.

Своды часовни Принцев

С XII по XV века в аббатстве были захоронены порядка 40 принцев и принцесс династии Савойя. Надгробий практически не осталось, поэтому необходим был скульптор, который не только оформит церковь, но и выполнит надгробия. Туринец Бенедетто Каччаторе, ученик прославленного Кановы выполнил всю работу. Только одна скульптура, не менее  гениальная, принадлежит не его руке.  Основная роспись  — опять же пьемонтезец Луиджи Вакка.

При входе вы попадаете в часовню  Принцев, которая была перестроена во время реставрации: первоначальная дверь была замурована, а новая пробита. Здесь находится усыпальница Карло-Феличе, того самого короля Сардинии и Пьемонта, который взялся за восстановления церкви и создания мемориала своих предков, а также здесь могила последнего короля Италии Умберто II, похороненного здесь в 1983 году. Позже здесь нашла покой и его супруга.

Центральный неф церкви

Я не буду называть вам всех принцев и принцесс, похороненных в усыпальнице. Скажу только, что здесь можно встретить имена важнейших семей средневековья. Савойя всегда считала, что брак должен укрепить связи. Здесь покоятся и сестра основателя Берна графа Церингена, и мать четырех европейских королев Беатриса, чьи дочери были замужем за королями Англии, Сицилии, Франции (супруга Людовика Святого) и императора Священной Римской империи германской нации. И, конечно же, многочисленные правители, столь много сделавшие для развития альпийского региона.

Помимо надгробий в церкви большое количество и других памятников искусства. Прежде всего, обратите внимание на небольшие скульптуры плакальщиц, которые словно фриз обрамляют церковь. 120 фигурок были созданы Каччаторе. Он же автор памятника королю Карло-Феличе и великолепной Пьеты, в которой явно прослеживается поклонение Микельанджело.

Надгробие одной из принцесс

Как я уже упоминала, есть здесь одна скульптура, принадлежащая другому мастеру. Это статуя королевы Сардинии и Пьемонта Марии-Кристины, которая, после смерти супруга в 1831 году, завершила работы по восстановлению аббатства, а потом и сама была похоронена здесь. в 1857 году из Турина через горы привезли готовую скульптуру Марии-Кристины в образе покровительницы искусств и матери народной. Скульптура путешествовала через перевал Монсенис, покорив высоту примерно 2500 метров. Работу выполнил туринский скульптор Джованни Альбертони, потратив на это 8 лет. посмотрите, как он работает с мрамором. Ведь и платье и волосы, и все все — живое и настоящее.

Статуя Марии-Кристины

Есть в церкви и часовни выполненные в ином стиле. Я говорю о часовне святого Феликса в стиле ампир. В ней проводятся основные таинства. Имя Феликса было выбрано не зря: из династии Савойя был один Папа римский, правивший под именем Феликса V.

Часовня святого Феликса

В трансепте (поперечном нефе) можно полюбоваться на работу художника Луиджи Вакка, чьей кисти принадлежит «Поклонение волхвов» и многие другие фрески часовен.  Витражи церкви — современные и выполнены швейцарским мастером Эмилио Беретта.

Фрески часовни кисти Луиджи Вакка

Можно в церкви увидеть и более ранние работы, сохранившиеся во время многочисленных грабежей и пожаров.

Это и резной деревянный алтарь святого Бенедикта конца XVII века, и алтарные картины знаменитого пьемонтезских художников периода возрождения Дефенденте Феррари и Спанцотти.

алтарь святого Бенедикта

Ну и история целого региона и семьи, которая начала восхождение к власти от маленького альпийского региона, а завершила в ранге королей Италии.

Как добраться: корабль от Экс-ле-Бен, или на машине по дороге D18 вдоль озера до Сен-Пьер-де-Кюртий

Входной билет: 3,50

Часы работы: 10:00-11:15, 14:00-17:30 (зимой с 14:30)

Аудиогид на русском есть!  (Когда я начинала возить туда туристов со «Старым городом» об этом и не мечтали. И это были первые русские, которых там увидели зимой 2012 года. Прошло порядка 5-6 лет и вуаля, он есть).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *