Гослар. Императорский дворец

on

Императорский пфальц в Госларе — один из наилучших образом сохранившихся дворцов, свидетельствующих о былом могуществе средневековых правителей Германии. Вписанный в список культурного наследия он считается самой крупной сохранившейся постройкой в романском стиле в Германии.

Императорский пфальц Гослара

История

Историки предполагают, что первый пфальц появился здесь в 1005-1015 годах в правление императора Генрииха II, обустроившего центр власти рядом с важными рудниками. Современное здание появляется во время правления императора всех немцев Генриха III, в 1040-1050 годы. В тот же период был построен и собор, от которого остался лишь портал и паперть (здание разрушили в начале 19 века, поскольку оно долго находилось в плачевном состоянии).
Из этого дворца правили разные императоры Германии: и Генрих IV, знаменитый сын основателя пфальца, оставшийся в истории как зачинщик спора императоров с папами, который не один век будет сотрясать Европу, бывал тут и Фридрих Барбаросса и его внук Фридрих II, даровавший городу особые привилегии. Дворец был важной частью самого существования империи, поскольку находится рядом с серебряными копями горы Рамельсберг, главным «кошельком» императоров: только из этого серебра печатали имперские монеты.  История пфальца — это и история города Гослара, тесно связанная с его  взлетами и падениями. После пожара конца 13 века дворец перестал играть важную роль в империи, а Гослар получил право использовать оставшиеся постройки по своему усмотрению. Здесь был и суд и таможня, в часовне святого Ульрих с конца 16 века долгое время располагалась тюрьма, а в тронном зале склады. Только в конце 19 века на волне самоидентификации немцев вновь созданной германской империи дворец был отреставрирован и частично восстановлен.

Вид на гору Раммельсберг

На что обратить внимание:

Здание дворца длиной 50 метров и шириной 17 метров возвышается на небольшом холме на южной окраине Гослара. Раньше здесь был огромный комплекс, в который входили хозяйственные постройки и несколько церквей.

Украшенный флагами пфальц во время съемок документального фильма

Перед входом в здание стоят две статуи: справа император Священной римской империи германской нации Фридрих I (он же Барбаросса), а слева император Германии Вильгельм I. Обе статуи были установлены здесь в 1900 году после исторической реставрации здания дворца.

Статуи императоров и брауншвейгские львы

За императорами стоят две копии брауншвейгских львов, дополняющие программную картину видения истоков германского государства глазами правителей и художников: император-объединитель всех немцев, «сильная рука» и рыцарь Средневековья и его главный противник (саксонский герцог Генрих Лев в образе льва), притязавший на Гослар и его имперские рудники. Хотя, возможно, так интерпретировали примирение в Госларе внука Барбароссы и младшего сына Генриха Льва.

брауншвейгские львы

Восточный фасад здания. Когда-то это был парадный фасад дворца.  На втором этаже располагался имперский тронный зал, построенный при Генрихе III в 1045 году. Тронный зал был украшен окнами и арками, остальные стороны были заложены наглухо. Связано это было с тем, что в тот период не существовало возможности «застеклить» каким-бы то ни было способом окна. Тронный зал использовали в любое время года, за исключением случаев, когда дул восточный ветер: тогда заседания рейхстагов переносили  на нижний этаж, где было подобное размерами помещение, полностью защищенное от непогоды, с паровым отоплением, дававшим зимой температуру до 16 градусов.

Романские колонны имперского зала
Тронный зал. В настоящее время тронный зал представляет собой главную достопримечательность дворца. С размерами 47м на 16м это самая крупная сохранившаяся светская постройка середины 11 века. В период реставрации конца 19 века здесь были проведены существенные работы по восстановлению и украшению зала по планам художника Германа Вислеценуса. 68 сцен рассказывают историю Германии, соединяя в единое целое, вновь созданное государство со средневековой империей. Тут можно увидеть Вильгельма I в момент основания Германии и Барбароссу, Генриха Льва и Генриха II, Генриха IV и Конрада III, Мартина Лютера и других героев истории страны и города. Много сюжетов связаны с Фридрихом Барбароссой. Тут можно увидеть и его крестовый поход, и раздел земель между приближенными, увидеть отношения с могущественным вассалом Генрихом Львом, где от благодарности до ненависти был, действительно, один шаг. Самый знаменитый мотив, конечно, — сага о Киффхойзере. Все украшение зала площадью 600 м2 заняло 20 лет работы. В итоге, сюжеты, словно ковер, покрывают стены тронного зала.
Легенда о Барбароссе

С северной стороны здания видна более поздняя пристройка, в которой располагаются теперь музейные службы, а также выставка по истории строительства и реконструкции дворца.

Галерея между часовней и зданием

Красивое крыльцо, несмотря на парадный и старинный вид было пристроено при реконструкции 19 века, так же как и галерея, соединяющая Тронный зал и часовню святого Ульриха.

фрагмент часовни святого Ульриха

Часовня святого Ульриха. Предположительно часовня была построена в период 1050-1150 годов. Нижний этаж двухэтажной капеллы спланирован в форме греческого креста, в то время как верхний этаж — классический восьмерик. На нижнем этаже расположена перенесенная из собора гробница Генриха III, в которой покоится сердце императора, спрятанное в позолоченную капсулу. Таково было желание правителя, который провел здесь более 200 дней своего правления. Тело же императора упокоилось в построенном им соборе города Шпеера. Само по себе надгробие уникально, потому что представляет собой редкий образец пластики 13 века, и одно из немногих сохранивших надгробий правителя того периода.

башня Спящей красавицы

После основания Германской империи, кайзер хотел придать императорскому пфальцу в Госларе характер национального памятника. Поэтому реконструкция проходила с максимальным приближением к реальности. При этом с южной стороны появилась башня для винтовой лестницы, которая, по определению могла присутствовать в немецком замке. Со временем башня получила прозвище «Башня Спящей красавицы», но мало ли таких башенок в Европе?

Серебро Раммельсберга

На вершине холма перед дворцом стоит огромный кусок руды, относящийся к 10 подобным скульптурам, выполненным под единым названием «Посвящение Раммельсбергу». 10 скульптур, разбросанных по городу, символизируют 10 веков разработки Раммельсберга, его связи с городом. Отпечаток ладони на каждом камне напоминает нам о тех горняках, что разрабатывали шахту многие века.

Портал собора

Собор святых  Симона и Иуды был построен при Генрихе III и разрушен в 1819-1822 годах, ввиду полного упадка. Из сохранившихся частей мы видим портал, украшенный великолепными романскими скульптурами основателей собора (Генриха III и Конрада II), а также святых Матфея, Симона и Иуды, над которыми восседает Богородица в окружении ангелов.

копия бронзового трона

Внутри на паперти видны фрагменты колонн и скульптур, буквально спасенные из руин, а так же мраморный трон с бронзовой спинкой, выполненный по примеру ахенского трона Карла великого в 11 веке и считающимся, нарду с указанным образцом, старейшим троном Германии.

Собор в подсветке

Сейчас в императорском пфальце Гослара располагается музей. Здесь можно посетить тронный зал, часовню святого ульриха. Проход с гидом музея организуется каждые 20 -30 минут.

Барбаросса и брауншвейгский лев на фоне дворца

Практическая информация

Часы работы: апрель-октябрь, ежедневно 10:00 — 17:00, ноябрь — март 10:00-16:00.
Входной билет 7,50 евро

Почитать о Госларе и Гарце:

Что такое «пфальц»?
Мини-путеводитель по Гослару.
Мини-путеводитель по Кведлинбургу.
Мини-путеводитель по Вернигероде.
Рождественская ярмарка Кведлинбурга
Рождественская ярмарка Вернигероде.
Рождественская ярмарка Гослара.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *